Архідея

У него «пять шкур», а его дома растут, как деревья...

Художник, чудак и оригинал, названный критиками «королем пяти шкур». Хундертвассера неправильно поняли и высмеяли, обвинили в использовании эстетики китча. Однако то, что он сделал, имело смысл…

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Фриденсрайх Хундертвассер хотел сделать красоту и добро руководящим принципом каждой области человеческой жизни. Он наивно и великодушно верил, что мы все можем быть королями в наших собственных красочных и сказочных мирах. 

Дом в Вене

Кто такой Хундертвассер

Фриденсрайх Хундертвассер, а фактически Фридрих Стоуассер, родился 15 декабря 1928 года в Вене и умер 19 февраля 2000 года. Конечно, ему дали при рождении самое обычное имя. Однако художник известен как Friedensreich Regentag Dunkelbunt Hundertwasser, что можно перевести как «Стоцветная вода в темный дождливый день». 

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Хундертвассера узнавали по оригинальной внешности, а также благодаря его удивительным, красочным и экстравагантным работам. Этот один из самых противоречивых художников прошлого века назывался «королем пяти шкур». По его словам, у каждого человека есть пять шкур: натуральная кожа, одежда, дом, социальная среда и планета, которую он обнаруживает на разных этапах своей жизни. 

Дом в Вене

Характерные черты его работ

В 1953 году впервые в работе Хундертвассера появляется характерный элемент его более поздней работы, а именно спираль. Фриденсрайх Хундертвассер ненавидел прямую линию, считал ее «аморальной и безбожной», что он много раз подчеркивал в своих выступлениях и манифестах. 

Бад Блюмау, Австрия

Он ненавидел «прямолинейность и единообразие архитектуры Баухауза», считая, что эпоха стандартизации заканчиваются, потому что она «черствая, стерильная, холодная, бессердечная, агрессивная и бесчувственная». По его мнению, архитектурное пространство города, здания и квартиры, сада – все это поле для фантазии и творчества человека.

Башня Хундертвассера в Абенсберге

По его словам, мы вновь переживаем переломный момент, когда «старые и жесткие ценности в архитектуре и городском планировании все чаще ставятся под сомнение. Эра абсолютного рационализма подходит к концу. Новые ценности – это повышение качества жизни, а не уровня жизни, стремление к романтике, индивидуальности, творчеству и жизни в гармонии с природой».

Башня Хундертвассера в Абенсберге_

Художник развил сюрреализм в абстрактный, символический стиль. В своих работах он часто использовал сильные контрастные цвета, а также оттенки золота и серебра. Хундертвассер был пионером в экологическом движении. В конце жизни он обитал в Новой Зеландии, где надеялся быть похороненным.

Фрагмент башни Хундертвассера в Абенсберге

Мысли Хундертвассера

•    Человек, живущий в многоквартирном доме, должен быть в состоянии высунуться из своего окна и поцарапать штукатурку, высунуться и, насколько он может достать с помощью кисти, покрасить свое окно в розовый цвет, чтобы его можно было увидеть с расстояния, на котором живет человек.
•    Сегодня мы живем в хаосе, в хаосе прямых линий, в джунглях прямых линий. Линейка и циркуль – это символ неграмотности, признак гниющей болезни. Этот куст, эти джунгли прямых линий должны быть уничтожены.

Фриденсрайх Хундертвассер


•    Прямая линия безбожна и аморальна. Существа на земле не знают прямой линии, они лезут и корчатся.
•    Неровный пол - это мелодия для ног.
•    Если мы мечтаем в одиночестве, наши мечты являются только мечтами. Если мы мечтаем вместе, наши мечты становятся новой реальностью.

Фриденсрайх Хундертвассер

Хундертвассер посадил более шестидесяти тысяч деревьев в мире, призывал есть крапиву и спасать китов, ненавидел симметрию и прямые линии. Он считал, что человек – гость природы. «Объединение городского пространства – это преступление, которое приводит к объединению личности, убивающей индивидуальность». 

Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)

Архитектура и природа

Яркой чертой творчества Хундертвассера является сочетание архитектурных элементов с цветочными композициями. Здания, которые он спроектировал, были не столько окружены зеленью, сколько органически выращены. 

Дом в Вене


Для Хундертвассера растения, животные, воздух, пространство наших городов и квартир – это пространство нашего сознания. Архитектура и природа составляют неотделимое и живое целое, и невозможно сказать, выросло ли это дерево на здании или здание является заросшим фрагментом дерева.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Дома «растут» из зарослей пышных кустарников, деревья растут лучше всего на подоконниках, крышах и карнизах, они сползают по разноцветным, волнистым стенам. Здания, спроектированные Хундертвассером, не столько окружены зеленью, сколько органически слиты с ней.

Фонтан в Zwettl


Хундертвассера подвергали критике, иногда высмеивали, но он не был обескуражен этими голосами и последовательно реализовывал свою художественную программу по украшению мира. Для него не было никакого различия между красотой и моралью, а продвижение красоты равнялось стремлению вернуть человека на его место в мире. Он называл себя «архитектурным врачом», можно только добавить, что он также хотел быть человеческим доктором.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Церковь Святой Барбары в Бернбахе