«Бунтарство» без вранья и уловок: революция Баухауза в архитектуре
20 марта 1919 года архитектор Вальтер Гропиус основал в немецкой провинции школу, которая произвела революцию в мире архитектуры, дизайна и искусства. Это один из самых известных архитектурных стилей 20-го века, который до сих пор используется в современном дизайне.
«Мы хотим создать яркую, органичную архитектуру, чья внутренняя логика будет очевидной и сияющей, не обремененной ложными фасадами и уловками; мы хотим, чтобы архитектура адаптировалась к нашему миру машин, радио, быстрых автомобилей», – писал он весной 1919 года в своем манифесте «Теория и принципы организации Баухауза».
Вальтеру Гропиусу на то время было 36 лет. Его концепции наряду с идеями Ле Корбюзье оказали наибольшее влияние на современную архитектуру. Государственный Баухауз (Das Staatliche Bauhaus) был создан в Веймаре в результате слияния двух университетов - Академии художеств и Школы ремесел.
Белый город Тель-Авив
Его идея состояла в том, чтобы работать вместе и учить архитекторов, художников, графических дизайнеров, дизайнеров мебели и книг, которые стремились создать целостный, современный стиль в архитектуре и дизайне.
Музей Вайсенхоф в ШтутгартеTillmann Franzen, tillmannfranzen.com © F.L.C. / VG Bild-Kunst, Bonn 2018
Здесь работали самые выдающиеся художники 20-го века - Пол Клее, Лионель Фейнингер, Василий Кандинский, Ласло Мохоли-Надь и Оскар Шлеммер. И несмотря на то, что их графика, фотомонтажи и скульптуры, созданные во время работы университета, сегодня являются авангардной классикой, Баухаус в основном ассоциируется с архитектурой - потому что он оказал на нее наибольшее влияние. Он совершил революцию, хотя просуществовал в университете всего 15 лет (он был ликвидирован нацистами в 1934 году).
Очистка плесени
Гропиус и последующие директора университета Ханнес Мейер и Людвиг Мис ван дер Роэ выступили против архитектуры, скрытой под орнаментами, «мягко-сентиментальной, эстетической и декоративной», как сказал Гропиус. Лекторы Баухауза не хотели строить орнаментированные фасады (в конце концов, здание видят не только спереди), они считали, что функция и ее дизайн должны навязывать внешний вид - отсюда прямые углы, гладкие стены, планировки из основных геометрических тел.
В то же время Ле Корбюзье предложил аналогичные решения. Однако, в то время как швейцарцы создали список из пяти специфических форм для современной архитектуры (горизонтальные оконные полосы, плоская крыша, каркасная конструкция, свободная планировка, свободный фасад), для профессоров из Веймара они были результатом «очистки» здания от ненужных украшений. Штаб-квартира школы в Дессау (куда Баухауз переехал в 1925 году) стала воплощением идеи Баухауза, включенной в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1996 году.
DessauTillmann Franzen, tillmannfranzen.com © VG Bild-Kunst, Bonn 2018
Это комплекс простых зданий, конструкция которых выполнена из стального каркаса, позволяющего остекление стен. Идеи создателей Баухауза не ограничивались только формой - их мышление о социальных обязанностях архитекторов было также новаторским.
Перед лицом разрушений после Первой мировой войны Гропиус и его коллеги объявили о необходимости строительства недорогого жилья. Простые формы и возможность массового производства на заводах, легкие стальные конструкции отлично подходили для дублирования в жилых комплексах.
5 основных принципов «бунтарей» Баухауза:
1. Форма следует за функцией
Американский архитектор Луис Салливан первым использовал знаменитое выражение «форма следует за функцией». Это стало одной из основополагающих идей модернизма и баухауза. Это означает, что в дизайне форма всегда должна применяться из-за ее функции, а не из-за эстетической привлекательности, когда полезность была на первом месте, а лишних украшений избегали.
2. Истинные материалы
По словам преподавателей Баухауза, материалы должны отражать истинную природу предметов и зданий. Честность в дизайне была самой важной. Это означало, что архитекторы Баухауза не модифицировали и не скрывали материалы ради эстетики. Не было необходимости скрывать конструкцию объекта или здания, такого как сталь или балка, потому что это было просто неотъемлемой частью проекта.
Дом Бруно, улица Штрауса, 3, Тель-Авив, Зеев Халлер, 1933
3. Минималистский стиль
Минималистский стиль искусства, архитектуры и дизайна Баухауза отражал эти идеи функциональности и настоящих материалов. Под влиянием таких движений, как Модернизм, художники Баухауза предпочитали линейные и геометрические формы, а цветочные или криволинейные формы избегали. Только линия, форма и цвета имели значение. Все остальное было ненужным и, следовательно, могло быть уменьшено.
Баухаус-Архив в БерлинеTillmann Franzen, tillmannfranzen.com © VG Bild-Kunst, Bonn 2018
4. Gesamtkunstwerk
Вальтер Гропиус, основатель Баухауза, был первым, кто применил понятие «Gesamtkunstwerk» синтез искусств к современности. Gesamtkunstwerk объединяет несколько видов искусства, таких как изобразительное и декоративное искусство, объединенное через архитектуру в случае Баухауза. Здание было не просто пустым каркасом для школы Баухауза, это была только одна часть дизайна, и все внутри добавлялось к общей концепции.
5. Объединяя искусство и технологию
1923 году Баухауз организовал выставку, которая изменила идеологию Баухауза. Эта выставка называлась «Искусство и технологии: новое единство». С тех пор появились новые акценты на технологии. В качестве лабораторий использовались цеха Баухауза, в которых были тщательно разработаны и усовершенствованы опытные образцы изделий, пригодных для массового производства и типичных для своего времени. Художники восприняли новые возможности современных технологий. Баухаус был революционным движением, навсегда изменившим искусство, дизайн и архитектуру.
Здание в Тель-Авиве на ул. Gordon 9 cloudy
Важные объекты Баухауза все еще можно найти на рынке сегодня, ищите ли вы знаменитое кресло Wassily от Marcel Breuer, кресло Barcelona от Ludwig Mies van der Rohe или знаменитую шахматную фигуру Йозефа Хартвига. Объекты Баухауза, как важные предметы истории искусства, до сих пор выглядят удивительно современными.
кресло Wassily от Marcel Breuer
Баухаус уходит в мир
Стиль, созданный архитекторами, связанными с Баухаузом, вскоре был назван «международным», потому что благодаря своей простоте он подходил для любого культурного круга. Как ни парадоксально, приход к власти Гитлера ускорил его распространение. После 1933 года многие преподаватели Баухауза (в основном евреи) были вынуждены покинуть страну.
Дом народа в Пробсцелле Фото:alliance
Некоторые из них поселились в Израиле - и именно здесь был построен единственный в мире район, построенный полностью в соответствии с принципами, продвигаемыми университетом. Белый город в Тель-Авиве, внесенный в список ЮНЕСКО в 2003 году, составляет 4000 человек. белые простые дома, спроектированные создателями Баухауза. Виллы и многоквартирные дома состоят из простейших твердых тел, имеют большие окна и полностью лишены орнаментов.
Шахматная доска от Josef Hartwig
В 1934 году основатели школы покидают Вальтера Гропиуса и Людвига Мис ван дер Роэ. Они оба уезжают в Чикаго. Первый из них безуспешно пытается воскресить Баухаус через океан, позже он будет читать лекции во многих университетах, в том числе в Гарварде. Там его ученик был, среди прочих Американец Филипп Джонсон, один из величайших современных архитекторов, автор AT & T здание в Манхэттене. После войны Гропиус спроектировал лишь несколько зданий, в том числе Берлинское здание, в котором сегодня находится архив Баухауза (1976-79).