Архідея

Rinascimento — эпоха титанов. Часть 1

Эпоха Возрождения подарила миру титанов по силе мысли, страсти и духа в области архитектуры и искусства. Творчество Бруннелески, Альберти, Браманте, Палладио, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело проникнуто верой в созидательные возможности человека, его разум и волю.


Небывалый подъем философии и культуры в эпоху Возрождения затронул все сферы жизни. Влияние Ренессанса на развитие европейского искусства и архитектуры было огромным и поистине всепроникающим. Оно распространилось на страны Западной, Центральной и даже отчасти Восточной Европы.

Сант Агостино, Рим, Джакомо Пьетрасанта, 1483



Средневековые философия и культура неотвратимо сдавали свои позиции в пользу новой культуры и эстетики, идеологией которой была четкая ориентация на человека. Независимость и растущее самоутверждение индивидуальности и творца сопровождалось отделением искусства и науки от богословия, доминировавшего в Средние века. Ренессанс решительно сокрушил Средневековье с его идеей ничтожности человека перед Богом.

Собор работы Донато Анжело Браманте



Охлаждение к христианской этике и стремление освободиться от ограничений католической церкви происходило в условиях расцвета и соперничества городов Италии. Независимость во всех сферах жизни, искусства, торговли, зарождение национальных литератур — все это формировало новое отношение к жизни.

Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420–1436)



Дух независимости, в сущности, и породил новую идеологию — гуманизм, означавший, с точки зрения Петрарки, перенесение человека в центр мира, исследование его таким, каков он есть, со всеми его земными и неземными пристрастиями. И если средневековые мыслители решали онтологические вопросы о сущем и бытии, то для Ренессанса главным стали проблемы этические.

Баптистерий в Пизе работы Николо Пизано



Андреа Палладио — итальянский архитектор Позднего Возрождения, основоположник палладианства и классицизма. Работы Палладио оказали большое влияние на развитие классицистического направления европейской архитектуры. Он прославился как автор интерпретации книги Витрувия — трактата «Четыре книги об архитектуре».

Вилла Rotonda



Палладио развил идеи Витрувия, создав новый тип дома — городской дворец, палаццо с атриумом и перистилем. Фасады украшались открытой колоннадой и двухъярусными лоджиями. В первом ярусе использовался дорический ордер, во втором — ионический.

Дворец Ла Лоджия дель Капитанио 



Уже в ранних постройках Палладио органично сочетались величие, присущее римской архитектуре, свободный венецианский дух и ордерная система.

Базилика



Постройки архитектора отличали естественная связь целостного фасада и расчлененного аркадами внутреннего двора, гармония фасада с планом, а всего здания в целом — с композицией окружающей среды. Особенно интересно возведенное им здание церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции: оно потрясает рациональными объемами и тектоникой.

Собор Сан Джорджо Маджоре



Филиппо Брунеллески — итальянский архитектор и скульптор эпохи Возрождения. Занимаясь раскопками и зарисовками развалин, он проникся духом античности, изучил формирование античных строений и создал эскизы первой римской архитектуры. В этих поисках была вновь открыта, согласно традиции, восходящей ко 2-й половине XV века, прямая перспектива.

Filippo Brunelleschi работы скульптора Andrea Cavalcanti



Путь к ренессансной архитектуре Брунеллески видел в возрожденной античной. Славу ему принесла работа по созданию восьмигранного стрельчатого купола над собором Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420–1436).



Купол собора Санта Мария дель Фьоре (Дуомо)





Уникальное сооружение до сих пор считается символом эпохи Позднего Возрождения. Идея Брунеллески заключалась в возведении легкого 8-гранного свода диаметром 42 м из камня и кирпича, состоящего из граней и скрепленного вверху собора архитектурным фонарем.



Свод состоит из двух оболочек, связанных 24 вертикальными ребрами и 6 кольцами по горизонтали. Для флорентинцев купол собора — предмет гордости. «Великое вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли», — писал о нем Альберти.

Базилика Сан Лоренцо во Флоренции



Новым архитектором базилики святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo) стал Микелоццо, заменивший состарившегося и занятого другими проектами Брунеллески.