Архідея

Искусство, написанное нитками

Тканые ковры ручной работы ведут свое начало от коврово-ткацкого искусства средних веков и эпохи Возрождения, процветавшего в Аррасе, во Фландрии, а также во Франции с XVI века.


В XVI столетии appaccкие ковры, или аррацци, производились преимущественно в Брюсселе, и, наконец, высшей степени совершенства ковровое ткачество достигло во Франции. Свое название гобелен получил от фамилии красильщика Жилля Гобелена (Gobelin), жившего во времена правления французского короля Франциска I. В предместье Сен - Марселе на береге Бьевра он основал красильню для шерсти. Тогда Жиль Гобелен не знал, что вписал свою фамилию в мировую историю ткачества.



На коврах того времени с помощью разноцветной шерсти и отчасти шелка воспроизводились картины и картоны более или менее известных художников, воспроизводившись батальные и религиозные сцены. Тканые ковры служили для украшения стен и иногда для обивки роскошной мягкой мебели.

На гобелене изображено португальское завоевание, как воплощение рыцарского героизма XV века







Первым руководителем фирмы был Жеан (Jehan), который обнаружил алые красители. Жеан, как говорят, потратил столько на создание этого удивительного цвета, что был назван la folie Gobelin.





В XVI веке мануфактуры гобеленов были всего лишь дополнением к красильным работам. В 1664 году по приказу Кольбера (Colbert) построен комплекс зданий для производства гобеленов. В 1912 году возведено здание, которое сегодня служит витриной ткацких станков, на которых гобелены ткались в течение 17-го века.

Тканые ковры украшали стены дворца французского короля





Производство, созданное Колбером открылось в 1662 году. Король Людовик XIV выкупил в казну мануфактуры гобеленов, в которых Кольбер объединил всех королевских ремесленников-ткачей гобеленов. Мануфактура стала называться «Королевская гобеленовая мануфактура». Главным конструктором и директором на мануфактуре гобеленов с 1663 по 1690 году стал Шарль Лебрен (Charles Le Brun).

Контратака жандармов во главе с Франциском I и окружение их имперской армией



Из цикла гобеленов «Битва при Павии»



Салон Франциска I украшают гобелены на тему "Охота Максимилиана", напоминающей о королевской охоте в Фонтенбло





Вследствие своей дороговизны все гобелены мануфактуры шли на убранство королевских дворцов. Их приобретали на подарки знати и только изредка гобелены продавались. Сегодня мануфактура в рабочем состоянии.

Гобелен с монограммой «SA» короля Сигизмунда II Августа в Польше, 1555 год