Мир в горошек Яёи Кусама
Потрясающие творения Яёи Кусамы в цветной горошек стали символом психоделического искусства 60-х. Живопись, коллажи, мягкие скульптуры, перформансы и инсталляции японской художницы Яёи Кусама содержат повторы узоров из точек. Ее работы относили и к поп-арту, и к оп-арту, и к минимализму, и к неореализму и даже к мифическому «постгипнотизму».
Независимо от названия Яёи Кусама – самый дорогой художник с миллионными продажами. Уже много лет она живет при психиатрической больнице. И сама она не скрывает, что ее произведения являются результатом психического расстройства: «я одержима искусством. Меня могут называть как угодно, я же считаю себя еретиком в арт-мире».
Действительно, такие экспрессивные работы мог создать только одержимый человек. От понимания этого ее работы не становятся плохими или «неразумными». С годами творения Яёи Кусама становятся все лучше, сложнее и интереснее. Художница является живым доказательством того, что некоторые вещи улулчшаются с возрастом, так как ее поразительная работа продолжает удивлять.
Ведь у японской художницы и писательницы безошибочный стиль и отличное чувство пропорций, цвета и форм. Она сотрудничала с такими выдающимися компаниями, как Marc Jacobs и Louis Vuitton, которые вдохновились ее живописью «в горошек» и сделали коллекции, основанные на ее работах. В 2012 году появилась совместная коллекция Louis Vuitton х Кусама Collection.
Яёи Кусама родилась в Мацумото, в японских Альпах в 1929 г. В детстве она подвергалась насилию со стороны матери и очень страдала от того, что ее били. Позже она изучала живопись Нихонга (национальная японская живопись), строгий формальный стиль, разработанный в период Мэйдзи (1868-1912), пытаясь отвлечься от влияния массового западного искусства. В то время многих японских художников занимал вопрос возрождения традиций и синтеза японской живописи с некоторыми аспектами западной культуры. Под впечатлением изменений в художественной жизни в Японии Яёи Кусама в 1958 году переезжает в Нью Йорк.
Здесь же через год появляются ее первые удивительные работы на огромных холстах до 10 метров в ширину. Картины были полностью покрыты маленькими ритмичными волнообразными и густо расположенными петельками. Трансцендентное пространство таких картин завораживало. Парадокс в том, что «бесконечность», ставшая любимой темой ее работ, может быть определена количественно и ограничена в пределах холста.
В начале 1970 х годов Яёи Кусама вернулась в Японию, где начала писать шокирующе сюрреалистические романы, рассказы и стихи, в том числе Violet Obsession (1998). Позже, в ее искусстве она возвращает прежние темы, в том числе «бесконечность».
В 1993 году Яёи Кусама представила ослепительную зеркальную комнату, наполненную тыквенными скульптурами в горошек для японского павильона на Венецианской биеннале. Ее работы находятся в коллекциях ведущих музеев по всему миру, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Лос-Анджелес, Walker Art Center в Миннеаполисе, Tate Modern в Лондоне, в Городском музее Амстердама, в Центре Помпиду в Париже и Национальном музее современного искусства в Токио.
http://sagmeisterwalsh.com/work/all/appy-fizz/