Rinascimento — эпоха титанов. Часть 2
Сам термин renissance был введен философом и художником Джорджо Вазари в книге «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Для Вазари это была эпоха возрождения античности, которую он обозначил периодом с 1250 по 1550 годы.
Джорджо Вазари
Историки различают несколько этапов: Проторенессанс или предренессансные явления рубежа XIII– XIV веков, Раннее Возрождение, датируемое XV веком, Высокое Возрождение, охватившее период с конца XV по первую четверть XVI столетия, и Позднее Возрождение, пришедшееся на XVI век.
Особую роль в архитектуре той эпохи играли городские общественные сооружения и дворцы — палаццо. Цеховой опыт средневековых ремесленников уступил место творчеству индивидуальностей — художника и архитектора. Бруннелески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции использовали ордерное членение стен, арки, галереи, колоннады, своды и купола, придавая зданиям античную ясность форм, а личности — гармонию и соразмерность. Античное искусство было классической основой и идеальным образцом обращения итальянских художников к натуре, отражавшего стремление полнее раскрыть возможности человека.
Коридор Вазари во Флоренции
Леонардо да Винчи — художник, ученый, инженер, изобретатель, основатель культуры Высокого Возрождения. Жил и творил в Милане, Флоренции и Риме. Загадка гения Леонардо да Винчи не перестает удивлять и восхищать. Тайна улыбки Джоконды до сих пор не разгадана. «Мона Лиза» не давала покоя и самому художнику. Портрет настолько изнурил великого мастера, что как только картина была написана, его не стало.
Первая известная работа Леонардо — «Дама с горностаем». В качестве придворного портретиста он выполнял портреты. А первым большим заказом Леонардо было создание конной статуи в честь Франческо Сфорца, которая сделала его знаменитым.
При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор, придумывая декорации, механизмы и костюмы для праздников. В 1495 он получил заказ на написание фрески «Тайная вечеря» на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.
Сделанные да Винчи открытия охватывают более 50 областей знания, предвосхищая направления развития современной науки и техники. Леонардо подробно описывал свои изобретения, собирал информацию, коллекционировал знания.
Микеланджело Буонарроти — один из основателей культуры Высокого и Позднего Возрождения. Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем он составляет триаду столпов великой эпохи. Скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель, он был универсалом. Уже в его ранних произведениях ощущаются редкие для скульптур тех лет драматизм, пластичность образов и монументальность
Давид
Микеланджело владела страсть к жизни и преклонение перед совершенством человеческого тела. Он верил в безграничные возможности людей — отсюда в его работах утверждение физической и духовной красоты человека.
Современники гения были свидетелями его страстной натуры, не терпящей возражений: Микеланджело всех подчинял своей страсти.
Аврора
Однако скульптору, идеально чувствующему мрамор, приходилось покоряться своим покровителям и заниматься живописью, архитектурой и созданием фресок.
Ezekiel
Наследие Микеланджело огромно. До сих пор его имя связывают с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором Св. Петра в Риме, палаццо в Риме и Флоренции, живописью, рисунками и набросками.
Собор Св.Петра. Автор Микеланджело Буанорроти
Рафаэль — итальянский живописец и архитектор Высокого Возрождения. С его появлением в итальянском искусстве с наибольшей ясностью воплотились идеи гуманизма. Рафаэль жил и работал во Флоренции, где познакомился с методом построения перспективы Леонардо, творчеством Фра Бартоломмео и других художников.
Сикстинская мадонна
Святое семейство под пальмой
Особое внимание он уделял изучению анатомии человеческого тела. Живопись Рафаэля отмечена деликатной колористикой, композиционной уравновешенностью и тонким поэтическим лиризмом. Его рисунки стали образцами отточенных линий и сбалансированных форм для многих художников вплоть до XX века.
Триумф Галатеи
В Риме у Рафаэля начался творческий подъем. Его живопись и фрески признавали современники, и вскоре он стал центральной фигурой светского общества — породниться с ним желали многие знатные люди. Художник получал дорогостоящие заказы папы римского.
Портрет Аньоло Дони
Выполняя росписи залов Ватикана, Рафаэль много работал с натуры, используя сложную механику жестов, замысловатые позы и прихотливые ракурсы. Его фрески полны спокойного величия, композиционной стройности и воспевают земное счастье человека.
Оплакивание Христа