Архідея

У него «пять шкур», а его дома растут, как деревья...

Художник, чудак и оригинал, названный критиками «королем пяти шкур». Хундертвассера неправильно поняли и высмеяли, обвинили в использовании эстетики китча. Однако то, что он сделал, имело смысл…

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Фриденсрайх Хундертвассер хотел сделать красоту и добро руководящим принципом каждой области человеческой жизни. Он наивно и великодушно верил, что мы все можем быть королями в наших собственных красочных и сказочных мирах. 

Дом в Вене

Дом в Вене

Кто такой Хундертвассер

Фриденсрайх Хундертвассер, а фактически Фридрих Стоуассер, родился 15 декабря 1928 года в Вене и умер 19 февраля 2000 года. Конечно, ему дали при рождении самое обычное имя. Однако художник известен как Friedensreich Regentag Dunkelbunt Hundertwasser, что можно перевести как «Стоцветная вода в темный дождливый день». 

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)

Хундертвассера узнавали по оригинальной внешности, а также благодаря его удивительным, красочным и экстравагантным работам. Этот один из самых противоречивых художников прошлого века назывался «королем пяти шкур». По его словам, у каждого человека есть пять шкур: натуральная кожа, одежда, дом, социальная среда и планета, которую он обнаруживает на разных этапах своей жизни. 

Дом в Вене

Дом в Вене

Характерные черты его работ

В 1953 году впервые в работе Хундертвассера появляется характерный элемент его более поздней работы, а именно спираль. Фриденсрайх Хундертвассер ненавидел прямую линию, считал ее «аморальной и безбожной», что он много раз подчеркивал в своих выступлениях и манифестах. 

Бад Блюмау, Австрия

Бад Блюмау, Австрия

Он ненавидел «прямолинейность и единообразие архитектуры Баухауза», считая, что эпоха стандартизации заканчиваются, потому что она «черствая, стерильная, холодная, бессердечная, агрессивная и бесчувственная». По его мнению, архитектурное пространство города, здания и квартиры, сада – все это поле для фантазии и творчества человека.

Башня Хундертвассера в Абенсберге

Башня Хундертвассера в Абенсберге

По его словам, мы вновь переживаем переломный момент, когда «старые и жесткие ценности в архитектуре и городском планировании все чаще ставятся под сомнение. Эра абсолютного рационализма подходит к концу. Новые ценности – это повышение качества жизни, а не уровня жизни, стремление к романтике, индивидуальности, творчеству и жизни в гармонии с природой».

Башня Хундертвассера в Абенсберге_

Башня Хундертвассера в Абенсберге_

Художник развил сюрреализм в абстрактный, символический стиль. В своих работах он часто использовал сильные контрастные цвета, а также оттенки золота и серебра. Хундертвассер был пионером в экологическом движении. В конце жизни он обитал в Новой Зеландии, где надеялся быть похороненным.

Фрагмент башни Хундертвассера в Абенсберге

Фрагмент башни Хундертвассера в Абенсберге

Мысли Хундертвассера

•    Человек, живущий в многоквартирном доме, должен быть в состоянии высунуться из своего окна и поцарапать штукатурку, высунуться и, насколько он может достать с помощью кисти, покрасить свое окно в розовый цвет, чтобы его можно было увидеть с расстояния, на котором живет человек.
•    Сегодня мы живем в хаосе, в хаосе прямых линий, в джунглях прямых линий. Линейка и циркуль – это символ неграмотности, признак гниющей болезни. Этот куст, эти джунгли прямых линий должны быть уничтожены.

Фриденсрайх Хундертвассер

Фриденсрайх Хундертвассер


•    Прямая линия безбожна и аморальна. Существа на земле не знают прямой линии, они лезут и корчатся.
•    Неровный пол - это мелодия для ног.
•    Если мы мечтаем в одиночестве, наши мечты являются только мечтами. Если мы мечтаем вместе, наши мечты становятся новой реальностью.

Фриденсрайх Хундертвассер

Фриденсрайх Хундертвассер

Хундертвассер посадил более шестидесяти тысяч деревьев в мире, призывал есть крапиву и спасать китов, ненавидел симметрию и прямые линии. Он считал, что человек – гость природы. «Объединение городского пространства – это преступление, которое приводит к объединению личности, убивающей индивидуальность». 

Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)

Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)

Архитектура и природа

Яркой чертой творчества Хундертвассера является сочетание архитектурных элементов с цветочными композициями. Здания, которые он спроектировал, были не столько окружены зеленью, сколько органически выращены. 

Дом в Вене

Дом в Вене


Для Хундертвассера растения, животные, воздух, пространство наших городов и квартир – это пространство нашего сознания. Архитектура и природа составляют неотделимое и живое целое, и невозможно сказать, выросло ли это дерево на здании или здание является заросшим фрагментом дерева.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Дома «растут» из зарослей пышных кустарников, деревья растут лучше всего на подоконниках, крышах и карнизах, они сползают по разноцветным, волнистым стенам. Здания, спроектированные Хундертвассером, не столько окружены зеленью, сколько органически слиты с ней.

Фонтан в Zwettl

Фонтан в Zwettl


Хундертвассера подвергали критике, иногда высмеивали, но он не был обескуражен этими голосами и последовательно реализовывал свою художественную программу по украшению мира. Для него не было никакого различия между красотой и моралью, а продвижение красоты равнялось стремлению вернуть человека на его место в мире. Он называл себя «архитектурным врачом», можно только добавить, что он также хотел быть человеческим доктором.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Церковь Святой Барбары в Бернбахе

Церковь Святой Барбары в Бернбахе

 

 

Наверх
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK