У него «пять шкур», а его дома растут, как деревья...
Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)
Фриденсрайх Хундертвассер хотел сделать красоту и добро руководящим принципом каждой области человеческой жизни. Он наивно и великодушно верил, что мы все можем быть королями в наших собственных красочных и сказочных мирах.
Дом в Вене
Кто такой Хундертвассер
Фриденсрайх Хундертвассер, а фактически Фридрих Стоуассер, родился 15 декабря 1928 года в Вене и умер 19 февраля 2000 года. Конечно, ему дали при рождении самое обычное имя. Однако художник известен как Friedensreich Regentag Dunkelbunt Hundertwasser, что можно перевести как «Стоцветная вода в темный дождливый день».
Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)
Хундертвассера узнавали по оригинальной внешности, а также благодаря его удивительным, красочным и экстравагантным работам. Этот один из самых противоречивых художников прошлого века назывался «королем пяти шкур». По его словам, у каждого человека есть пять шкур: натуральная кожа, одежда, дом, социальная среда и планета, которую он обнаруживает на разных этапах своей жизни.
Дом в Вене
Характерные черты его работ
В 1953 году впервые в работе Хундертвассера появляется характерный элемент его более поздней работы, а именно спираль. Фриденсрайх Хундертвассер ненавидел прямую линию, считал ее «аморальной и безбожной», что он много раз подчеркивал в своих выступлениях и манифестах.
Бад Блюмау, Австрия
Он ненавидел «прямолинейность и единообразие архитектуры Баухауза», считая, что эпоха стандартизации заканчиваются, потому что она «черствая, стерильная, холодная, бессердечная, агрессивная и бесчувственная». По его мнению, архитектурное пространство города, здания и квартиры, сада – все это поле для фантазии и творчества человека.
Башня Хундертвассера в Абенсберге
По его словам, мы вновь переживаем переломный момент, когда «старые и жесткие ценности в архитектуре и городском планировании все чаще ставятся под сомнение. Эра абсолютного рационализма подходит к концу. Новые ценности – это повышение качества жизни, а не уровня жизни, стремление к романтике, индивидуальности, творчеству и жизни в гармонии с природой».
Башня Хундертвассера в Абенсберге_
Художник развил сюрреализм в абстрактный, символический стиль. В своих работах он часто использовал сильные контрастные цвета, а также оттенки золота и серебра. Хундертвассер был пионером в экологическом движении. В конце жизни он обитал в Новой Зеландии, где надеялся быть похороненным.
Фрагмент башни Хундертвассера в Абенсберге
Мысли Хундертвассера
• Человек, живущий в многоквартирном доме, должен быть в состоянии высунуться из своего окна и поцарапать штукатурку, высунуться и, насколько он может достать с помощью кисти, покрасить свое окно в розовый цвет, чтобы его можно было увидеть с расстояния, на котором живет человек.
• Сегодня мы живем в хаосе, в хаосе прямых линий, в джунглях прямых линий. Линейка и циркуль – это символ неграмотности, признак гниющей болезни. Этот куст, эти джунгли прямых линий должны быть уничтожены.
Фриденсрайх Хундертвассер
• Прямая линия безбожна и аморальна. Существа на земле не знают прямой линии, они лезут и корчатся.
• Неровный пол - это мелодия для ног.
• Если мы мечтаем в одиночестве, наши мечты являются только мечтами. Если мы мечтаем вместе, наши мечты становятся новой реальностью.
Фриденсрайх Хундертвассер
Хундертвассер посадил более шестидесяти тысяч деревьев в мире, призывал есть крапиву и спасать китов, ненавидел симметрию и прямые линии. Он считал, что человек – гость природы. «Объединение городского пространства – это преступление, которое приводит к объединению личности, убивающей индивидуальность».
Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)
Архитектура и природа
Яркой чертой творчества Хундертвассера является сочетание архитектурных элементов с цветочными композициями. Здания, которые он спроектировал, были не столько окружены зеленью, сколько органически выращены.
Дом в Вене
Для Хундертвассера растения, животные, воздух, пространство наших городов и квартир – это пространство нашего сознания. Архитектура и природа составляют неотделимое и живое целое, и невозможно сказать, выросло ли это дерево на здании или здание является заросшим фрагментом дерева.
Мусоросжигательный завод Шпиттелау
Дома «растут» из зарослей пышных кустарников, деревья растут лучше всего на подоконниках, крышах и карнизах, они сползают по разноцветным, волнистым стенам. Здания, спроектированные Хундертвассером, не столько окружены зеленью, сколько органически слиты с ней.
Фонтан в Zwettl
Хундертвассера подвергали критике, иногда высмеивали, но он не был обескуражен этими голосами и последовательно реализовывал свою художественную программу по украшению мира. Для него не было никакого различия между красотой и моралью, а продвижение красоты равнялось стремлению вернуть человека на его место в мире. Он называл себя «архитектурным врачом», можно только добавить, что он также хотел быть человеческим доктором.
Станция отдыха возле автострады Бад Фишау