Арне Якобсен: от ложки до знаковых икон дизайна
Детища гения предметного дизайна часто встречаются в фильмах и сериалах и даже входят в коллекции музеев мира. Наибольшее влияние на творчество датчанина повлияли столпы модернизма: Ле Корбюзье, Гропиус и Мис ван дер Роэ. Как и они, Арне Якобсен воплощал свой концепт с нуля и до последней детали, будь это хоть дверная ручка. Рассмотрим же поближе его работы, ставшие иконами предметного дизайна.
Кресло "Муравей"
В 1952 году Арне создал кресло "Муравей" - округлый стул на трех хромированных ножках. Инновационное использование цельной формованной фанеры на металлическом каркасе позволило создать плавный переход сидения в спинку. Штабелируемые стулья были удобны, легки и вписывались в любой интерьер. Результат такого успешного дизайна - миллионы проданных экземпляров.
Кресло "Серия 7"
Использовать фанеру Арне Якобсена вдохновляли эксперименты пары Имзов с этим материалом. Они послужили толчком к созданию не только кресла "Муравей", но и его переосмыслении в новом формате: его поздняя интерпретация, названная "Серия 7", продавалась не хуже. Для производства этой модели использовалась еще один технологический прием - шпон растягивается в трех измерениях для того, чтобы обеспечить плавность линий.
Кресло "Яйцо"
Выверенные до идеала органические формы его предметов подтверждают тонкую, чувственную эстетику Арне Якобсена - сдержанную и элегантную. Пример этого - уникальная форма кресла Egg ("Яйцо"), напоминающее яичную скорлупу. Кресло восхитительного органического силуэта стоит на четырех опорах и крутится вокруг своей оси.
Скульптурная форма кресел Якобсена не случайна - например, прототип мягкого кресла Egg был вылеплен руками автора из глины. При создании этого кресла фабрика Fritz Hansen использовала цельный литой каркас из пластика.
Чтобы укрепить конструкцию, ее армировали стекловолокном. Та же технология применялась и для стула Swan ("Лебедь") - кресло крутится, стоя на ножке с четырьмя опорами, а спинка удобной широкой формы отделено от подлокотников характерными элегантными прорезями.
Посуда и светильники
Обращение дизайнера к базовым геометрическим формам, таким как круг, куб, цилиндр, треугольник, породило линию посуды «Cylinda Line» (набор для коктейлей, который автор рекомендовал использовать также для приготовления супов) и лаконичные лампы "AJ".
Строгие углы и круглая прорезь, изначально задумавшаяся для пепельницы, стали отличительными знаками дизайна этих светильников, выпускаемых на данный момент фирмой Louis Poulsen.
Столовые приборы
Столовые приборы из нержавеющей стали, созданные Арне, являются скорее произведениями минималистичного искусства. В своей эпопее «2001: Космическая Одиссея» Стенли Кубрик использовал эти абстрактные футуристичные предметы в качестве реквизита, а музей MoMA включил их в свою коллекцию современного искусства. Сейчас они выпускаются фирмой Georg Jensen.
Дизайн текстиля и обоев
Во время Второй мировой войны ему, как датскому еврею, пришлось бежать на рыбацких лодках в Швецию. Из-за отсутствия шведской лицензии на архитектурную деятельность Арне занимался и дизайном тканей и обоев, придумал орнаменты и узоры.
В основном, это были геометрические композиции, элегантные в своей простоте: узоры Trapez Arne, Ypsilon, Vertigo. Но иногда он создавал и цветочные узоры - ведь Якобсен был страстным любителем ботаники. В наше время его принтованные обои выпускает шведская фирма Boras Tapeter.
Отель как концептуальный объект
Понимая, какое значение для пользователя имеют детали, он проектировал их с той же душой и рвением, как более масштабные формы, лишь бы все сливалось в общую единую концепцию. Примером тому может служить отель The Radisson Blu Royal Hotel, который тогда назывался SAS Royal Hotel.
Все, начиная от архитектуры до пепельниц, было придумано Арне. В лобби отеля использовались кресла Egg, Swan и Drop. И хотя после того, как отель стал сетевым и его интерьер "унифицировали", один авторский номер все-таки оставили: комната 606 все еще доступна для бронирования.
Благодаря рациональному подходу, который руководил дизайном Арне, его сдержанной эстетике, легкости пропорций и гармонии, воплощенной в современной оболочке, творения Якобсена никогда не выйдут из моды, несмотря на то, что уже удостоились чести войти в энциклопедии.
Коммерческий успех не сделал из его стульев, кресел, светильников и посуды надоевшие аудитории предметы, а, наоборот, закрепил их в истории предметного дизайна как важнейшие и проверенные временем достижения дизайнерской мысли.
Фото: Fritz Hansen, Georg Jensen, Pinterest.