Стиль Мемфиса: от классического Рима до поп-культуры
Стиль Мемфиса - это философия, которая исходит от трезвых и рационалистических форм, доминировавших в двадцатом веке. Его вдохновителем был Этторе Сотсасс, основатель дизайнерского коллектива в 1981 году. Благодаря красочным и предельным выражением форм (крест-крест, крестивший Рим) эти дизайнеры потрясли основы хорошего вкуса и подняли всевозможные вопросы о миссии современного дизайна.
Рождение коллектива
Первый коллектив, где кроме Этторе были Хансом Холейном, Арата Исозаки, Андреа Бранзи или Натали Паскье, среди прочих, был представлен миру на Миланской мебельной ярмарке еще в сентябре 1981 года. Реакция общественности и экспертов была столь же неоднозначной, как и СМИ: либо вы любили эти красочные и изворотливые произведения ... или вы их ненавидите.
И после многих лет жесткой экономии в дизайне, навязанной современностью, мебель и предметы, спроектированные Сотсасом, предложили буйную философию, которая подвергла сомнению все предвзятые идеи о Эль Буэне Густо ... ну, заглавными буквами. Цель? Призвать дизайнеров и креативвшиков отпустить свое воображение.
Что такое хороший вкус?
Откуда взялся этот скандал? В руках этих свободных и смелых дизайнеров объекты приобретали неожиданные формы, отнюдь не зависящие от их функции. Основываясь на геометрических фигурах, таких как кубы, сферы или цилиндры, используемые, конечно, асимметричным образом, они скручивали пропорции, граничащие с барочной анархией китча. Они, казалось, постоянно спрашивали себя: «Зачем сохранять понятие «хороший или плохой вкус». Нет ничего лучше, чем взглянуть на поверхности его частей, чтобы усомниться в той дихотомии, которая доминировала в буржуазном дизайне: сумасшедшие леопардовые принты, геометрические чертежи новой марки, абсолютные цвета. Логика? Один из аспектов творчества: Мемфис выступал за исчезновение границ между дешевыми и дорогостоящими; культа и народа; искусства и промышленности.
В цветах они отдавали предпочтение черному - так считали последователи Баухауза, первой школы дизайна двадцатого века, которая пропагандировала индустриальную функциональность и мастерство - или естественные тона. Вместо этого они развили бешеную и поразительную палитру: красные, желтые, синие, зеленые, тем громче, чем лучше, потому что они должны вызывать ответ: эмоции.
Недавно мы могли видеть на мебельной ярмарке в Милане, что стиль Мемфиса 80-х годов снова является трендом. Геометрические формы моделей присутствуют в мебели, например, в настольной лампе Chroma, разработанная Артуро Эрбсманом для Roche Bobois и выполненная из цветных фотографических фильтров.