Дизайн еды: счастье ЕСТЬ
«Хлеба и зрелищ» во все времена имело почти сакральный смысл. Сегодня дизайнеры рассматривают еду с точки зрения концептуальных идей. Еда – это продукт культуры, объект, построенный в соответствии с правилами в рамках общей экономики на основе наших взаимоотношений с реальностью.
Когда речь идет о еде в кругу дизайнеров, работающих с пищей, то это не только о форме, внешнем виде и вкусовых качествах продуктов и готовых блюдах. Дизайн еды охватывает отношения с людьми, природой, историями, которые происходили в прошлом.
Сегодня еду анализируют как культурную среду, которая построена в качестве средства общения, использующего комплексную грамматику, действующую на протяжении веков связующим веществом и жизненно важным соединителем между нами и миром. Еда – знак, наделенный символическим аппаратом и имеющий различными изменениями в форме.
Поэтому дизайнеры ищут смыслы в прошлом еды. Любая форма пищи для них – это способ показать историю жизни, в которой присутствуют многие персонажи: люди, посуда, война и мир, отношения между людьми, между людьми и животными, хлебом и т.д. Кстати, Ваг Гог в картине «Едоки картофеля» тоже ведь впервые заговорил об отношениях людей и еды.
В Эйндховене проходят выставки Food culture: eating by design ("Пищевая культура: едим с помощью дизайна"), организованная Нидерландским институтом дизайна и моды Premsela. На таких мероприятиях фуд-дизайнеры выступают с культурными манифестами. Они создают кухонные приборы, пишут музыку пищеварения и предлагают нам забыть все, что мы знаем о еде из своей жизни. Для них еда – это объект абстрактного дизайн-мышления. Сегодня food design становится востребованной профессией, а «фудизм» уже считают эстетикой 21 века.