Архідея

Миф о красном дереве

Современные мебельщики знают, что красное дерево, когда-то слывшее экзотическим материалом для производства мебели, а потому и самым дорогим, — всего лишь исторический миф


Моду на красное дерево ввел придворный мастер Людовика XV Жан-Анри Ризенер. Во Франции это дерево называли «акажу» (acajou), в Англии — «махагони» (mahogany), а в России — «красное дерево». Экзотическая древесина быстро набирала популярность, вытеснив из мебельного ремесла ранее известные породы.



С тех пор, как появилось красное дерево, высококлассных мастеров-мебельщиков называют «краснодеревщиками». Менялись эпохи, стили, вкусы, но представление о дорогостоящем красном дереве как символе власти и роскоши господствует до сих пор. Однако мало кто знает, что так называемое «красное дерево» – это около трехсот различных пород, объединенных коричневато-красновато-рыжим цветом древесины. Стоимость большинства из них дешевле нашей отечественной сосны.



Мебель из красного дерева во все века была символом роскошной жизни господствующего класса. Еще во времена Соломона ценную древесину, привезенную из Офира и Ливана, использовали для внутренней отделки храма и дворца в Иерусалиме. В 50-е годы XVIII века древесину кораблями завозили в Англию, а затем в Европу из Индии и Латинской Америки.



Сложность перевозки морями вокруг Африки существенно влияла на стоимость дерева. Но самое главное, красное дерево было в моде. Оно очень быстро стало символом богатства — красивой экзотической древесиной цвета старого вина покрывали все мебельные предметы знати.



Предметы обстановки, изготовленные краснодеревщиками, заказывали во все дворцовые интерьеры Франции и Германии, России и Англии. Европейцам, привыкшим к своим традиционным породам, таким как бук, клен, ясень, дуб, вишня, не обладающим ярким и оригинальным цветом, очень нравилась колониальная древесина с разнообразной цветовой гаммой — от темно-шоколадной до светло-оранжевой и даже рыже - зеленоватой.



Красное дерево пять столетий назад получило такой же статус, как восточные специи, ценившиеся на вес золота. За горсточку ароматных орехов или пригоршню черного перца можно было купить раба, а за мешок запросто могли отдать землю и звучные титулы. Вот почему и красное дерево ценилось у мебельщиков, хотя уже в период Реставрации краснодеревщики хоть и отделывали им парадную мебель, но изготавливали ее все же из ясеня, вишни, березы, груши, клена.



Вот и сейчас в антикварных салонах предметы мебели из красного дерева — символ красоты, комфорта и королевской роскоши. Цена на них соответствующая. Но далеко не все знают, что на самом деле так называемое красное дерево стоит дешевле сосны. А ее древесина имеет мягкую плотность, мягче, чем у тюльпанного дерева, и плохо поддается обработке.



Но исторический феномен мебели из красного дерева, мода на экзотику, антиквариат и красивое слово «краснодеревщик» как символ благородной и дорогостоящей профессии, делают свое дело. Красное дерево до сих пор на устах и желанно поклонниками старинных предметов.



Интересно, что под именем «красное дерево» существует около трехсот сортов деревьев. Это — не конкретный вид, а общее название множества различных сортов древесины разных оттенков красного и коричневого цвета некоторых тропических деревьев, включающих в себя недорогие породы, например, агатиса, который используется для производства ученических электрогитар с весьма посредственными характеристиками.



Но есть и более качественные образцы гондурасского и африканского махагони, тиса, черной ольхи и секвойи, применяемые в качестве облицовочной фанеры в мебельной промышленности, для внутренней отделки пароходов, вагонов, жилых интерьеров. При этом некоторые виды красного дерева действительно относительно прочны, тяжелы и отлично поддаются полировке. Цвет древесины изменяется от светлого серовато-рыжего до красного, названного «махагони».



Современные технологии позволяют имитировать древесину красного дерева. Выполняется протравка, например, грушевого или эбенового дерева, в результате чего его текстура и цвет напоминают срез красного дерева. Однако дело даже не в подделке, а в том, что исторический миф о красном дереве завоевывает все новых поклонников «современного антиквариата».