Джо Понти: наследие великого дизайнера в пяти предметах
Понти занимался самыми разными сферами дизайна – от архитектурных творений и интерьеров до мебели, плитки и текстиля, а его идеи граничили с разными дисциплинами. В его работах было место и для массовой продукции, и для ручного мастерства. Понти основал журнал Domus в 1928 году, построил более ста зданий (как в Италии, так и по всему миру) и создал очень много предметов мебели, керамики, светильников. Творчеству мастера посвящена выставка Tutto Ponti: Gio Ponti Archi-Designer в Музее декоративного искусства в Париже (Musee des Arts Decoratifs), которая продлится до 5 мая 2019 года. Куратором выставки стал Salvatore Licitra, племянник великого дизайнера.
Это первая ретроспективная выставка, которая концентрируется на карьере дизайнера, длившейся около шести декад. На ней представлено более 500 предметов. По мнению куратора, в творчестве Понти можно выделить пятерку самых влиятельных образцов в дизайне мебели, которыми можно проиллюстрировать идеи и принципы их создателя. Первый экземпляр - кресло 811. Оно выражает собой переход от мебели, выполненной вручную, к промышленному, массовому производству. Каркас кресла выполнен из дерева и имеет эффектную скульптурную форму. При этом подвесная система спинки и сидения из эластичных лент представляет собой инновацию в дизайне мебели. Подобный гибрид служит своеобразным мостиком между массовым продуктом и утонченным дизайном.
Второй пример работы Понти – кресло Mariposa. Это слово с испанского обозначает бабочку, которую кресло действительно напоминает своим раскрытым силуэтом и динамичными формами, профилем подлокотником и спинок. Модель этого кресла была создана для виллы Planchart – которая сама напоминает архитектурную интерпретации бабочки своей изогнутой легкой крышей.
Маленький столик под кодовым названием D5551 был создан в шестидесятые годы. Куратор считает, что этот столик можно считать ключевым в понимании поэтического языка Понти. Все дело – в простоте и креативности, воплощенных в предмете. Округлая столешница из стекла поддерживается геометрической сеткой, создающей выразительные цветовые эффекты в зависимости от точки зрения.
Sedia di poco sedile – это кресло с маленьким сидением. Линейная рама из стали выглядит легко, изящно и элегантно. Она поддерживает тонкую, но широкую спинку и узкое сидение, одновременно становясь их продолжением. Создается ощущение, что это не функциональный предмет мебели, а абстрактное произведение искусства, художественная интерпретация кресла. Пересечение линий стало частым инструментом Понти в дизайне мебели для самых разных по стилю предметов – именно этот прием придает мебели особую визуальную легкость.
Светильник с модулями (Lamp with light modules) был создан благодаря технологическим достижениям. В шестидесятые годы появилась технология производства лампочек из неоновых трубок. Именно их использовал Понти в дизайне этого невероятно элегантного светильника. Линеарность, ясность и четкость трубок в сочетании с золотистыми пластинами (анодированный алюминий) создают отдельные модули, которые могут быть использованы в составе самых разных по конфигурации светильников: от индивидуальных подвесных или стоящих моделей до моделей из нескольких модулей, расположенных по кругу. Это – настоящая система, которая одновременно гибка и функциональна.