Архидея

И. М. Пей, плодовитый и культовый архитектор, умер в 102 года

Пирамида возле Лувра в Париже. Фото: Getty mages
Норман Фостер, Сантьяго Калатрава, Даниэль Либескинд и другие архитекторы считают, что работа И. М. Пея (I.M. Pei) повлияла на их собственное творчество.

Иео Мин (IM) Пей, родившийся в Гуанчжоу, Китай, в 1917 году и умерший в мае этого года в Нью-Йорке, оставил неизгладимый объем работ в виде современной архитектуры по всему миру. Возможно, наиболее известный своим спорным дизайном стеклянной пирамиды в 1989 году на въезде в Лувр в Париже, Пей сделал успешную карьеру в архитектуре, которая длилась шесть десятилетий.

И. М. Пей стоит перед своей культовой пирамидой Лувра в Париже. Фото: alamy

И. М. Пей стоит перед своей культовой пирамидой Лувра в Париже. Фото: alamy

Безусловно, каждое из его зданий добавила узнавание имени в города, как и его Музей искусств Эверсона в Сиракузах, Нью-Йорк. Пей был почти единственным в своей способности сделать современную архитектуру классической и неподвластной времени. В другое время Пей бросил нам вызов рассмотреть материалы, использованные при создании нового художественного музея. В его проекте1978 года по строительству нового современного крыла Национальной галереи искусств в Вашингтоне, округ Колумбия,

Зал славы рок-н-ролла Кливленда, созданный IM Pei в 1995 году. Фото: Getty Images

Зал славы рок-н-ролла Кливленда, созданный IM Pei в 1995 году. Фото: Getty Images

Но для тех, кто знал его лучше всего, способности Пея, как архитектора побледнели по сравнению с его теплотой, приветливостью и человечностью. В его блестящих зданиях мастерство тысячелетней традиции архитектуры. Для великих архитекторов это стало почти обязательным условием для жесткой конкуренции. И хотя Пей не подходил к роли лидера - тихий, скромный, добрый, смешной - глубоко внутри горел огонь, который разжигал его, чтобы выиграть тендеры на строительство объектов, которые потрясли его современников. Возможно, самой большой чертой Пея как архитектора была его способность воспринимать.

Музей Эверсона им. И.М. Пея в Сиракузах, Нью-Йорк. Фото: Дебра Милле / Alamy Stock Photo

Музей Эверсона им. И.М. Пея в Сиракузах, Нью-Йорк. Фото: Дебра Милле / Alamy Stock Photo

Когда ему было поручено разработать Музей исламского искусства в Катаре, Пей не был уверен, стоит ли ему брать на себя эту работу. Коллекционер западного искусства, Пей признал, что мало знает об исламском искусстве. И все же он видел в этом возможность для роста - как архитектора, так и человека. Прочитав биографию Пророка Мухаммеда и совершив экскурсию по исламской архитектуре по всему миру, Пей в 2008 году закончил Музей исламского искусства в Дохе.

Дизайн Пея для входа в Лувр в Париже, возможно, станет его самой прочной структурой. Фото: Getty mages

Дизайн Пея для входа в Лувр в Париже, возможно, станет его самой прочной структурой. Фото: Getty mages

После того, как Пей попросили спроектировать Зал славы рок-н-ролла, он почувствовал первоначальное беспокойство - архитектор не был фанатом этого жанра музыки. Тем не менее, любопытная душа, Пей совершил поездки на несколько рок-концертов с Джанном Веннером, соучредителем и издателем Rolling Stone. Пей закончил Кливлендский Зал славы рок-н-ролла в 1995 году. Архитектор, родившийся в Китае, знал, что благодаря нескольким его громким зданиям, таким как парижская пирамида Лувра и Национальный центр атмосферных исследований Колорадо, он запечатлел молнию в бутылке. Чувства, которые он выразил, повлияли на поколение архитекторов после него.

Национальный центр атмосферных исследований США, расположенный в Боулдере, штат Колорадо, был разработан И. М. Пей в 1967 году. Фото: Рон Ровтар / Alamy Stock Photo

Национальный центр атмосферных исследований США, расположенный в Боулдере, штат Колорадо, был разработан И. М. Пей в 1967 году. Фото: Рон Ровтар / Alamy Stock Photo

Пей был жизненно важной связью между современными архитекторами современности и прародителями современной архитектуры (Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, Сааринен, Фрэнк Ллойд Райт и Бройер и др.).

 

 

Наверх