Натюрморты легендарного Ирвинга Пенна
Ирвинг Пенн более известен миру, как фэшн-фотограф. Он одним из первых фотографировал знаменитостей. Много и весьма успешно работал с обнаженной натурой, делал портреты «творческих гигантов» – писателей, художников и просто людей различных этносов, детей, торговцев. Любил фотографировать папуасов и людей в естественной природной среде. На вопросы о том, какую интригу он видит в примитивной красоте, фотограф отвечал, что «примитивные люди находятся в Нью-Йорке, а не среди племен». Эти черно-белые снимки буквально «прожигали» страницы журналов. От него часто требовали слащавых картинок с миловидными актрисами и моделями. Но из-за редкой «противности» характера его фотографии демонстрировали суть человека, а не гламурную внешность.
Ирвинг Пенн считал, что должен угождать не руководству журналов или портретируемым моделям, а зрителям. «Мой клиент – это провинциальные женщины, читающие журнал Vogue. Я стремлюсь развлечь, взбудоражить и порадовать их», – говорил фотограф. Его снимки стали образцами для многих поколений начинающих фотографов.
Большое внимание Пенн уделял искусству уличной фотографии. На его снимках города улицы и пейзажи Нью-Йорка представали во всей сложности и урбанистической красоте. Фотографа очень интересовала искусственная реальность витрин магазинов и офисов. В арсенале его работ значительное количество снимков с натюрмортами разлагающихся фруктов, окурков, процесса приготовления еды.
Одна из серий так и называется: «Мода. Люди. Еда». Так Пенн выразил связь между модой и едой. Фотограф утверждал, что «фотографирование пирожных также может быть искусством». Натюрморты позволили ему экспериментировать со светотенью и цветом. Как художник, он искал связь между живописью и фотографией, исследовал эстетические принципы, благодаря которым он мог бы «упорядочить разнообразие мира».
Пословица «дьявол кроется в деталях» вполне относима к творчеству Пенна. Он известен любовью к деталировкам в натюрмортах. Фотографируя композиции с фруктами, едой, бутылками или окурками, Пенн выступал прежде всего чувствительным к ремеслу художником, ищущим тонкости соотношений света и тени. Элизабет Броун, директор американского Смитсоновского художественного музея (Smithsonian American Art Museum), описывает искусство Ирвинга Пенна как «квинтэссенцию модернистской фотографии». Его снимки повлияли на целое поколение фотографов, помогая каждому из них открыть в себе художника.